Приблизительное представление о сервисе имеем мы все - из опыта (личного или заимствованного) эксплуатации автомашин или сантехники в городских
квартирах. По-видимому, его печальные результаты мешают многим собственникам "фазенд" и коттеджей понять выгоду и даже необходимость сервисного обслуживания
своих отопительных систем. Иначе как объяснить тот факт, что количество проданных котлов сильно отличается от количества поставленных на обслуживание? Понятно, что
многие проводят профилактику системы самостоятельно. Некоторые еще надеются на русское "авось". Но немало и тех, кто слепо уповает на надежность дорогой
техники. И зря. Мы это постараемся доказать.
Домовладельцу нужно осознать, что сервис - это, прежде всего, диагноз и профилактика, а ремонт - это крайний случай. И борьбу с аварией, вызванной внешними
силами или ошибкой владельца, уже не назовешь сервисом, хотя устранять ее приедут мастера из той же сервисной фирмы. Приходится признать, что до безмятежных времен,
когда бригада специалистов осмотрит и приведет в порядок сразу всю технику в доме, еще очень далеко. Пока это возможно только в тех немногих коттеджных поселках, где
уже созданы единые сервисные службы. В целом же рынок сервисных услуг развит слабо. Фирмы даже называют предлагаемые услуги по-разному: сервисное обслуживание,
техническое обслуживание, послегарантийное обслуживание. При этом каждая трактует их по-своему и предлагает свои условия договора. Поэтому потребителю следует
внимательно изучить, что конкретно, на каких условиях и за какие деньги ему предлагают.
Почему необходима профилактика
Придется слегка разочаровать тех, кто однажды (особенно в годы прошедшего строительного бума,
когда строителей нанимали без разбора) выложил приличные деньги за качественную технику и теперь считает, что дальше она будет "пахать" сама и о котельной
можно забыть. Профилактика любой самой надежной отопительной системы в российских условиях - вещь совершенно необходимая. Судите сами.
Во-первых, сезонность отопления вынуждает дважды в год перенастраивать режим работы котла. Весной - на
выработку малого количества тепла для нужд системы горячего водоснабжения (ГВС), а осенью - для зимнего отопления и ГВС.

Во-вторых, неизбежно постепенное снижение эффективности работы системы. Обычно оно происходит
медленно и незаметно для владельца. Так, камера, дымовые каналы и горелка покрываются сажей и пылью воздуха (а его через котел проходит очень много); в "рубашке"
котла, в отопительных приборах и трубах образуются минеральные отложения, уменьшающие теплоотдачу; дымовая труба зарастает сажей и корродирует; вода из системы
вытекает, газы из нее выделяются - все это имеет место постоянно и в итоге может привести к необратимым изменениям и отказу системы или даже к аварии. Что означает не
только ремонт, порой сложный и дорогой, но и, естественно, дополнительные стрессы. Но если за параметрами системы кто-то - хозяин, а еще лучше специалист -
периодически наблюдает и своевременно проводит профилактику, то удается избежать больших затрат и треволнений, да и продлить срок службы оборудования.
В-третьих (по списку, но не по важности), нельзя не принимать во внимание особенности отечественных условий:
— понижение давления в сети газоснабжения до 6-8 мбар (вместо положенных 13 мбар), в результате чего газовые
горелки гаснут или, в лучшем случае, недодают половину мощности. Здесь уместно напомнить, что многие импортные горелки рассчитаны на работу при давлении газа не
менее 20 мбар;
— использование (по незнанию или недосмотру) несертифицированного жидкого топлива: летнего вместо
зимнего, с избытком сернистых компонентов, с водой и др. Из-за этого ломаются топливные насосы и забиваются форсунки жидкотопливных горелок, а от серы в дымоходах
образуется кислотный конденсат и избыток сажи (до 3-4 ведер сажи из трубы в год);

— отключение электричества - почти атрибут жизни сельских районов - настоящий бич для систем с
принудительной циркуляцией теплоносителя. Котел отключается, и дом начинает остывать, оставленный на милость судьбы. А случаи (назовем это даже эпидемией) хищений
кабеля на линиях электроснабжения грозят полным замораживанием дома. Повторно же включать котлы приходится, как правило, вручную, а это уже источник возможных
ошибок и, значит, поломок в системе;
— скачки напряжения в электросети (от 150 до 280 В), колебания частоты тока или просто длительная
работа при пониженном напряжении выводят из строя чуткую импортную автоматику, которая спроектирована без многократного (как у нас) запаса прочности.
Ну, скажите, какая техника выдержит эти условия, если ей не помочь? А помощь эту надо
организовать. Чем и занимаются сервисные службы.
Стать клиентом сервисной фирмы возможно в любое время года, независимо от предыстории
вашего дома. Практика показывает, чем раньше вы это сделаете, тем в конечном счете больше нервов и денег сэкономите.
Лекарство от головной боли

Давайте рассмотрим совершенно типичную ситуацию. Вдруг (это всегда воспринимается как "вдруг") в зимний
вечер в доме начинает снижаться температура. Суматошные манипуляции с термостатами на радиаторах не помогают. Тогда любой хозяин прямиком направляется в
котельную, где начинает осматриваться, почесывать затылок, читать инструкции или вспоминать советы друзей, что нужно делать в подобной ситуации. Итак...
В случае остановки котла
Проверьте:
— величину напряжения в электросети (должно быть не менее 180 В);
— работает ли горелка;
— есть ли топливо в баке и подает ли его топливный насос;
— не забиты ли топливные фильтры;
— не отключен ли котел одной из встроенных систем защиты (их может быть до пяти на газовых
котлах).
Учтите, повторные нажатия на кнопку пуска можно производить с интервалом в 2-3 мин, иначе
перегорают реле или трансформатор в системе запуска.
Если котел работает

Тогда ситуация осложняется. Источник проблем - или недостаточная выработка тепла, или его плохое
распределение. Список возможных причин отказа системы здесь обширен. Выделим из них наиболее часто встречающиеся.
1. Недостаток притока воздуха - посмотрите, не закрыты ли слишком плотно двери и окна котельной или
отверстия приточной вентиляции. Учтите, для сжигания 1 м3 газа нужно 10-11 м3 воздуха, а для 1 кг жидкого топлива - до 14 м3.
2. Недостаточная тяга - обследуйте дымоход и вытяжку (возможны засор каналов, подсос холодного воздуха,
заметное уменьшение сечения дымохода из-за отложений сажи).
3. Котел "не набирает" температуру - обследуйте его (на стенках котла образовался слой сажи, мало давление
газа в горелке и т. п.).
4. Циркуляционный насос не обеспечивает нужного расхода теплоносителя в системе или не работает
вообще - проверьте, какие указания инструкции по эксплуатации насоса нарушены и устраните недостатки.
5. Недостаточное давление теплоносителя в системе - ищите места разгерметизации соединений,
дозаполните систему, проверьте работу расширительного бака и воздухоотводчиков.
6. Где-то произошел засор (вызывается оторвавшимися частицами грязи и строительного мусора, попавшими
в трубы при монтаже, или образовавшимися минеральными отложениями внутри трубопроводов и арматуры), из-за чего система закупорилась или разрегулировалась
(не дай бог тому случиться) - найдите и устраните.
7. Образовались воздушные пробки, в результате чего часть радиаторов не греет, - прежде всего проверьте работу воздухоотводчиков, а затем найдите и устраните причину появления воздуха или газов (например, выделение их из воды подпитки, потеря эластичности прокладок, газовыделение при коррозии металлических деталей).
8. Возникла прямая связь подающего и обратного стояков (зависит от схемы "обвязки" котельной) - обследуйте запорную арматуру: не приоткрыты ли или не текут ли вентили на коллекторах.
9. А может, слишком много тепла забирает система ГВС? Тогда надо просто посмотреть, где и почему расходуется большой объем горячей воды.
Ну, как? Вы способны самостоятельно и быстро (ведь дом-то - з-з-замерзает) разобраться в этом лабиринте сложностей? Если - "Да!", то соседи вам от голода умереть не дадут. А если - "Нет!"... Если вы клиент сервисной фирмы, то от указанных проблем голова у вас болеть не будет. Фирма заинтересована в том, чтобы они не возникали вообще, и все заботы берет на себя.
Не наступите на грабли
Вспомним народную присказку о том, что умный учится на чужих ошибках, и рассмотрим выводы, вытекающие из практики удачливых и не очень удачливых новоселов.
О видах топлива
Намечается тенденция к росту применения комбинированных котлов, в которых можно использовать разные виды топлива, благодаря чему надежность подачи тепла в дом повышается (недаром их называют котлами "спокойного сна"). Чем дальше от крупных городов, тем эта тенденция проявляется сильнее и тем чаще газовые котлы уступают место жидкотопливным. Как варианты - приобретение двух горелок или двух котлов, газового и жидкостного, вместо одного комбинированного; или даже двух котлов одного типа.
Причины отказов отопительных систем
По отзывам практиков из сервисных служб, основные причины отказа отопительных систем: а) брак по вине производителя (до 1%); б) ошибки в проектах (до 5%); некачественный монтаж (до 10%); в) неверные действия владельца при эксплуатации системы (до 20%); г) нарушение нормальных условий эксплуатации (до 75%).
О горелках и котлах
Нельзя покупать самые лучшие (на ваш взгляд) вентиляторные горелки и ставить на самые лучшие (по вашему мнению) котлы. Есть список их определенных сочетаний, разрешенных к применению Госгортехнадзором. Полезно учесть, что цена газовых горелок и стоимость их технического обслуживания заметно выше, чем жидкотопливных. Но, в любом случае, надежность отопления зависит, в первую очередь, от горелки.
И все же дело не так трагично, даже когда вы "сидите" на сети тупикового типа (в них сильнее падает давление, чем в кольцевых). Просто горелка может снизить свою фактическую мощность, но все равно не отключится. Обслуживание такого типа котлов почти не создает проблем. В них уменьшено число узлов, подверженных риску поломки.
Внимание!
Применение "Тосола" в качестве теплоносителя категорически не допускается! Заменять воду на бытовые антифризы типа Hot Bloud, Nord и другие можно, только если это не запрещается производителем котла.
Что должен обеспечить владелец дома
Надо знать, что, независимо от того, как строили дом - следуя собственной фантазии и советам друзей или строго по проекту (как и следует делать), - для нормальной эксплуатации системы отопления домовладелец должен обеспечить (точный перечень зависит от типа котла):
— помещение котельной с приточно- вытяжной вентиляцией, в частности при газовом котле - объемом не менее 7,5 м3, с окном и форточкой. Учтите, что приточное отверстие должно иметь площадь не менее 0,01 м2 на каждые 10 кВт мощности котла;
— дымоотводящую трубу сечением не меньше сечения патрубка котла с конденсатосборником и разрешенную к эксплуатации органами Госпожнадзора;
— систему подвода и учета расхода газа, разрешенную к эксплуатации трестом газового хозяйства;
— ввод электропитания и стабилизатор напряжения на (220±15)В мощностью не менее 0,6 кВт (стоит около $ 100) для электрооборудования обвязки котельной, кроме электронагревателей;
— шину контура заземления. Проследите, чтобы оборудование не заземляли через "нулевой" проводник электропроводки;
— топливные баки, вмещающие как минимум трехмесячный запас топлива, изолированные противопожарной перегородкой или находящиеся в отдельном помещении. Обратите внимание, чтобы топливопроводы не промерзали и были не длиннее 70 м;
— качественный теплоноситель. Например, вода должна быть проаэрирована и иметь жесткость не более 4-5 мг-экв/л.
Любая сервисная фирма начнет у вас свою работу с проверки выполнения этих довольно несложных требований.
Правовые отношения
Гарантии. При продаже гарантии на изнашиваемые компоненты системы (горелки, насосы, клапаны и др.) даются только на 1-1,5 года, а на теплообменник - на 2-5 лет. Однако все это - при условии (которое покупатель или не замечает, или игнорирует), что монтаж системы вели обученные специалисты и отказ системы не произошел по вине владельца дома или в связи с нарушением технических условий эксплуатации. Оказывается, к последним относятся скачки давления газа или напряжения более чем на 20% (совсем рядовое событие в наших сетях). Поэтому, чтобы позже не доказывать, что ты "не рыжий", сразу устанавливайте стабилизатор напряжения и сетевой фильтр, да и аварийный источник электропитания не помешает. Гарантии при сервисном обслуживании даются почти на тех же условиях.
Лицензии. Если вы хотите установить газовый котел, то вам придется заключить договор с фирмой, имеющей лицензии: а) на "Строительство объектов газового хозяйства" и б) "Эксплуатацию объектов газового хозяйства", где указано, что она может работать с тем типом оборудования, которое имеется у вас. Без них к дому газ не подадут. Для монтажа не газового оборудования лицензии формально не требуется, но неразумно доверять обслуживание вашей системы фирме без документов, подтверждающих ее компетентность. Персонал сервисной фирмы должен иметь аттестат от фирмы-производительницы или ее представителя на знание обслуживаемой техники.
О страховании.
Учтите! Отключение газа или электричества не является страховым случаем. И если у вас из-за этого разморозился дом и вы понесли крупные убытки, отвечать все равно некому. Сервисные фирмы за это ответственности не несут, т. к. доказать их вину за случившееся очень трудно. Но аварии систем отопления, водоснабжения и канализации относятся к страховым случаям. Поэтому есть смысл застраховать свое строение от несчастных случаев (в том числе, аварий).
Договор и документация. Договор на сервисное обслуживание (оформляется в 2-х экземплярах) можно заключать по окончании гарантийного срока. Единой формы таких договоров не существует. В них могут быть указаны: сроки, периодичность, содержание и стоимость выполняемых работ, обязательства и ответственность сторон. Внимательно все изучите, а свои дополнения запишите особо. Число плановых выездов варьируется от 1 до 6 в год и влияет на стоимость услуг. Помимо договора иногда оформляются: сервисная книжка, анкета клиента, листок учета, акты о проверке состояния дома и системы. В офисе фирмы могут вестись журналы (папки) учета клиентов, запросов, выездов, выполненных работ или даже быть составлены электронные банки данных. В этом вопросе обилие документов - не признак бюрократической волокиты, а знак умелой организации работ.
Организация выезда
Все фирмы организуют круглосуточное дежурство у телефона, в том числе в выходные и праздничные дни, и гарантируют выезд после обращения клиента в течение 24 часов. За это время теплый дом еще не успевает остыть настолько, чтобы замерзли трубопроводы. Реальный срок прибытия на место чаще всего составляет 6-12 часов. Отрезок времени до устранения неисправности фирмы стараются сократить всеми способами. Один из них - применение нестандартного графика дежурств "караульной" бригады. Скажем, недельный. В этом случае члены бригады ночуют дома, но постоянно находятся в полной готовности к выезду по звонку диспетчера (причем неделю - никакого спиртного!). Приняв вызов, диспетчер выбирает из банка данных сведения об "истории болезни" системы (котла), последних значениях настроечных параметров, путях подъезда к дому. Все это, вместе с сообщением клиента, передается членам бригады. Те пополняют, при необходимости, набор запчастей и выезжают. Через 3-4 часа бригада на месте.
Выполняемые работы

Достаточно полный перечень профилактических работ включает: контроль технического состояния системы; измерение напряжения электропитания и проверку электрозащиты; чистку горелки, топки и дымовых проходов котла, форсунки (сопла), диффузора, фотодатчиков системы контроля пламени, топливного насоса и фильтров, электрода (зонда) ионизации системы поджига, электроклапанов; проверку и устранение негерметичности трубопроводов, устройств горелки, фланца присоединения горелки к котлу; замеры давления газа в магистрали; проверку и регулировку давления теплоносителя в системе и контроль исправности предохранительного клапана; проверку работы циркуляционного насоса и автоматики терморегулирования; замеры и регулировку параметров работы котла: давления газа на входе в горелку, температуры отходящих газов, разряжения в дымовом канале, содержания СО, СО2, О2, NOx и содержания сажи в дымовых газах, фактического расхода топлива и КПД котла; проверку и настройку систем безопасности котла.
Сравните этот список с тем, что предлагают вам по договору, и разрешите все сомнения.
Cтоимость сервисных услуг
Стоимость услуг зависит от фирмы, числа плановых выездов, типа котла и удаленности объекта. В среднем услуги за год стоят от $ 150 при одном выезде до $ 450-600 при 4-х выездах (на расстояние 80-100 км). Низший предел цен - $ 60, а высший - до $ 1000. Запчасти и ремонт вышедших из строя деталей оцениваются отдельно. Всякий внеплановый вызов обойдется в $ 60-100, помимо стоимости диагностики, самих работ и запчастей. Аварийный ремонт техники не только порождает стрессы, но и стоит дорого - зачастую он обходится в половину стоимости нового изделия. Потому-то и разумнее не доводить дело до ремонта, а продлить межремонтный период работы системы с помощью профилактики.